Системы диспетчеризации
16.10.2017Системы диспетчеризации
Автономные системы не могут работать сами по себе, так как оборудование нуждается в квалифицированном обслуживании. Однако потребитель не всегда может самостоятельно ухаживать за техникой. В первую очередь, это касается «интеллектуальных» комплексов с высокой степенью автоматизации, где электронным устройствам отведена ведущая роль. Избежать поломок помогут системы диспетчеризации инженерных комплексов, предназначенные для своевременного обнаружения сбоев.
Принцип работы диспетчерских систем
Диспетчеризация инженерных подсистем осуществляется в реальном времени, и позволяет следить за состоянием комплекса. Наблюдать нужно за всеми системами «умного дома», начиная от электроснабжения и заканчивая климат-контролем. Это продлит срок службы оборудования и уменьшит риск его преждевременного износа. Повысится эффективность работы элементов инфраструктуры здания, произойдет сокращение эксплуатационных расходов.
Часто автономные комплексы уже оснащены достаточным количеством датчиков, что облегчает процесс подключения системы диспетчеризации и ее настройку. Помимо этого, надо установить дополнительные датчики, которые позволят следить за различными параметрами подсистем. Данные, полученные при помощи технических средств, передаются на диспетчерский пункт для последующей обработки. Программы регистрируют и фиксируют любые события, произошедшие в системе.
Состав комплексов диспетчеризации
Стандартная диспетчерская система состоит из двух основных компонентов – наблюдательного пункта и шкафа управления. Шкаф оборудован свободно программируемым контроллером и укомплектован в соответствии с задачами, поставленными перед системой диспетчеризации. Каждый шкаф способен обрабатывать сигналы одного устройства или группы однотипных агрегатов. Можно усовершенствовать систему приема и обработки данных, если на каждый аппарат установить по отдельному контроллеру, и зарезервировать соответствующие каналы ввода и вывода.
Персональный компьютер, установленный в наблюдательном пункте системы диспетчеризации, принимает информацию, переданную шкафом управления. Компьютер оснащен программным обеспечением, предназначенным для работы с автономными системами
Разновидности диспетчерских систем
По способу расположения диспетчерского пункта выделяют следующие разновидности комплексного контроля инженерных коммуникаций:
- глобальный;
- центральный;
- удаленный;
- локальный.
Глобальные системы диспетчеризации подключены к Интернету или крупным распределительным сетям. Соответственно, удаленность до диспетчерского пункта не имеет никакого значения, так как данные для фиксации и обработки поступают через Интернет. Центральная диспетчеризация, по своей сути, является разновидностью глобального контроля. Главное отличие этого способа наблюдения заключается в том, что оператор всегда может изменить параметры работы системы, находясь в диспетчерском пункте.
Удаленная диспетчеризация осуществляется посредством радиоканалов или GPRS-соединений. Пункт управления, как и в предыдущих двух случаях, можно расположить вдали от контролируемых инженерных коммуникаций.
Наконец, локальные системы диспетчеризации применяются для наблюдения за несложными и небольшими объектами. Пункт управления находится в непосредственной близости от объекта мониторинга, поэтому диспетчер имеет возможность оперативного вмешательства в случае возникновения неисправностей.
Выбор системы диспетчеризации индивидуален, и зависит от особенностей инженерных систем здания. Чтобы избежать ошибок, монтаж и обслуживание диспетчерских комплексов должны осуществляться командой профессионалов.